31 января 2013        195         0

Баба Яга костяная нога

Сей фольклорный персонаж, в первую очередь известная  из русских сказок. Но вот, что интересно,  в культуру русского народа она вошла как образ заимствования , т.е. не русский персонаж?  «Баба Яга»- тема довольно  интересная для исследования, она старше русского народа, а точнее прабабушка для русского народа. И в этом сомнений нет, если считать русский народ,  сложившимся на древних европейских корнях полярного севера, а потом уже и Поволжья.  Персона  Бабы Яги, это оценка человека преклонного возраста, впадающего в детство, которая перестает следить за собой….в скорее всего по состоянии души и чудаковатости  в поведении. Психология на грани смерти. Народная  оценка людей родила персонаж для сказок. К примеру,  для эрзянской Вирявы, к которой нередко склоняют Бабу Ягу, она не подходит , и искать ее корни надо через язык, через древний субстрат языкового маркера. В II –III веках нашей эры известны были воинственные сарматы , савроматы и другие кочевые народы, где царил матриархат. Образ сарматской царицы Ягайло могло стать прообразом русской Бабы Яги и пугалом для оседлых народов. Но это лишь предположение. Известна древняя культура лесных жителей, занимавшихся охотой. Лес для них не был беспредельным. Охотничий промысел проходил в радиусе30 км. На этой территории было охотничье святилище и амбары-хранилища. Они строились на спиленных стволах, как правило, елей, на уровне роста человека. Делался настил и сруб несколько венцов покрытой покатой крышей из половиц и луба.

Святилище строилось небольшое. В срубе одно окно. Из дубового бревна резали  личину, одевали его  шкурой наизнанку, вскоре всего, медвежья   и через отверстие в срубе помещали внутрь. Личину, при жертвоприношении,  мазали обильно жиром и свежей кровью убитого животного. Оставляли жертву: мясо и шкурки белок, куниц, зайцев, лисиц. Головы убитых зверей втыкали на колья. Эта традиция освещена в  фольклоре. Лесные хранилища припасов имели только дверь, этим и отличались. Домики «на курьих ножках» можно и ныне встретить в тайге. Для охотников , в скорее всего это был дух леса — хозяйка, но именно эта традиция связана  сказочным образом. Это говорит о том, что русское население, вытесняя коренных жителей, столкнулся непонятным, загадочным миром. Если взять сказки А.С.Пушкина, русская сказка,  в отображении поэта,  смешалась с фольклором его няни  Арины Родионовны, ижорки по национальности. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» приобретает иной смысл. Русский дух – это запах дегтя, чем охотники, «богатыри» обильно мазали сапоги. Пройдя по лесу такой «русский», не только распугивал зверя, коренные охотники чуяли пришлого, а Баба Яга за версту.   Феномен Бабы Яги родился в древнем обществе северных народов. В обществе коллективной поруки человека, где каждый человек думал не только о себе и своих благах,  существовала негласная традиция престарелых людей. Осознав свою ненужность в семье, что стали обузой  для всех,  добровольно и  тайно уходил в дикую природу умирать. Возможно, это явление дожило до наших дней у народов заполярья. Любопытное явление человеческой психики, что- нибудь такое,  происходит в наши дни? Мы знаем феномен бегства из семьи Льва Толстого, но вот любопытный факт 60-х годов. Археологи Шитов и Мартьянов вели раскопки в вершине реки Эльтма эрзянской кородомы-тверди. Им помогали студенты Лукояновского педучилища. Девчата, ходившие по воду, наткнулись на престарелую старушку, которая явно не могла самостоятельно дойти до этой глухомани. Она просила  оставить ее умирать и не винить никого. Девчата отмыли и доставили ее в больницу, а  сам факт очень взволновал всех.

   В старину, одинокие престарелые люди оставлялись так называемых «пустошах» брошенных землях. Нередко жили и долго в лесной глуши. Они стали героем фольклора в образе Бабы Яги, со всеми добрыми и коварными намерениями. Эрзянский язык несёт  много слов, которые расшифровывают значение этого слова. «Бабась ёгакс теевсь», «Ягама»,т.е. «Куломо якама,» якамга, ёмама,ёмамга, ёга, ёйга и т.д..

                                  Автор: Николай Аношкин