11 января 2012        308         0

Исследования

РАЗИНСКИЕ КОЛОДЦЫ

колодец

колодец

340 лет назад , из Саранска ,на помощь армии простой бабы Олены , по решению «казачьего круга» и атамана Михаила Харитонова — начальника штаба, направляются вершники, две тысячи сабель. Так тогда называли кавалерию. Цель их соединиться с войском Олены и двинуться далее на город Темников. Конницу вели опытные Донские казаки Семен Свищев, Тимофей Белоус, под началом Федора Сидорова.

Олена-ушмодей- (полководец), не случайно выбрала для соединения войск вершины реки Астры. Здесь была известная всем эрзянская кереметь-святилище, также место народных сборов и собраний курган-маар «Кшекуровай». Старый дубовый лес был чист и просторен, стал прекрасным местом для лагеря большого конного войска. Проблемы с водой решились оригинально. С родников поить коней не совсем удобно. В русле речек мужики вырыли колодцы, обложили их дубовым срубом, сделали лотки по которым пошла вода в выдолбленные колоды. Вода в колодах держалась постоянно. Как события проходили в те короткие осенние дни не трудно догадаться. Дубы сбрасывали листья, лес торжественно и величаво молчал, окутавшись пурпурным одеялом опавшей листвы, в ожидании больших перемен, холода и суровой зимы. И вот, как шелест листьев при порыве большого ветра, лес начал наполняться говором многочисленной армии. Под ногами ведущих лошадей и под копытами начали «стрелять» желуди. Конское ржанье, лязг металла наполнили весь лес. На мааре атаманы собрались всем штабом решать дальнейшую свою судьбу, а эрзяне тем временем , на керемети начали большое моление. Духовный подъем окрылял и объединял всех. Люди были готовы идти на смерть ради освобождения от зла Родины. С такой армией враг не страшен.

Легенды о разницах сохранились в народе, они дошли и до музея. Колодцы в руслах притоков Астры постоянно чистились местными людьми, то пастухами, то грибниками, то лесники приводил их в порядок. В народе известны как Разянь лисьмат. Николай Иванович загорелся идеей, найти и благоустроить колодцы. Сделать их не только памятником природы, но и памятником истории. Помог ему Владимир Яковлев, детство

которого, прошло в этих местах.        Нашлись бесхозные , подходящие бревна и в столярке ДК, дело оказалось за малым. Летом 1976 года музей восстановил один из разинских колодцев. Этот колодец, пожалуй , единственный памятник национальной героине эрзянского народа, сожженной заживо 3 декабря 1670 года на площади в Темникове.

КОСТРИЩЕ

мемориал

мемориал

Город Темников давно интересовал Николая Ивановича. Этот город входит в состав Мордовии. Для Музея Темников стал интересен тем, что там казнена в 1670 году Алена Арзамасская — Темниковская.

Наверно, темниковцы помнят ее, сохраняют память об этой легендарной женщине- ушмодее? Так думал он. Напомним читателю, что Олена (по эрзянски) воевала довольно успешно с наемным карательным войском, и царский воевода князь Долгорукий стремился, во что бы, не стало, уничтожить ее. Тяжелый бой под Поей, для Олены стал победой . Похоронив убитых,    она двинула свое семитысячное войско в сторону Темникова.

Случилось оказия, ехать в Темников пришлось не ему, директору музея, а его другу и помощнику по музею Михаилу Савлеву. Он как местный фотокорреспондент и государственный инспектор по охране природы был командирован в Мордовский заповедник им. Смидовича и попутно в город Темников. Его друг, Аношкин наивно думал, что Савлеву удастся найти и привезти что-то интересное, связанное с именем Алены Арзамасской. Но, все было напрасно. Савлев добросовестно искал в городе хоть какие-то сведения. Жители Темникова ничего толкового не могли объяснить довольно общительному корреспонденту. Лишь одна разговорчивая бабушка вспомнила, что власти не то при Хрущове, не то при Брежневе хотели ставить памятник разинской атаманше, кажется Алене, постамент заложили, а памятник не установили. И все-таки немаловажная деталь опроса людей, что нерусское население города это татары и мокша. Конечно, героиня- эрзянка мало вдохновляло это населением том числе и русское. Церковь прокляла ее ведьмой. Из других источников стало известно, что Алену и ее атаманов пленили богатеи города, потомки ордынских мурз, т.е. мокша.

Недавно вышла свет книга «Горит Эрзяния», в котором я, как автор показал всю драму жизни народной героини. От детства-до кострища. Интуиция писателя не документальное свидетельство, но это собирательный образ эрзянской женщины, ментальность народа и конечно, логика писателя. В Олене горел дух борьбы со злом, и она выбрала: лучше сгореть в огне, нежели жить в унижении и в рабстве. Это и есть историческая правда.

 

ЧУДО — КАМЕНЬ

Аношкин Н И

Аношкин Н И

Эпоха крестьянской войны 1670-1671 года заняла ведущее место в исследовании музея. Тридцатилетнее время правления бездарного государственного деятеля, каким был царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, поставило страну на дыбы. Одним из ударов по устоям царства была церковная реформа, другими всколыхнули народ поборы и преследования, подавления бунтов, войны. Царь и Патриарх, при всей внешней благообразии, стали мерзкими чудищами для народа. Реформы породили раскол церкви и бегство старообрядцев. Царские насилия породили гражданскую войну. Этим историческим пугалам современная Россия ставит памятники: Никону в г.Саранске, царю Алексею Михайловичу собираются ставить в г.Пензе.       Год 1670 горит вся эрзянская земля. Началась национально — освободительная война для всех поволжских нерусских народов.   Город Арзамас царские палачи превратили земной ад. В течение двух недель самыми изуверскими способами умертвляли тысячи людей. По Ивановским высотам в Тешу текли кровяные речки. Многие священники из инородцев ушли в лоно народной веры, встали в ряды освободителей от царской тирании. В одни надежде на свержение царя-ирода, другие освободится от насилия местных феодалов и Московии. Но всех объединял протест феодальным бесчинствам, творимым по всей стране.

Олена-ушмодей стала народной героиней, и святой, после ее казни. Она была дочерью крепостного крестьянина графа Салтыкова. Пережила несколько личных трагедий, потеряла всех своих близких. Оставшейся одинокой по чьемо-то совету уходит монастырь, именно там приобщилась грамоте, но не прижилась. Чудовищная несправедливость и безпредел за монастырскими стенами, да и в самом монастыре, рождало протест. Она покидает монастырь, знакомится с посланцами Разина, которые открыли ей глаза и вдохновили на борьбу за человеческое достоинство и существование. Она начала пропаганду вооруженного восстания и сама возглавила повстанцев.

Повесть « Горит Эрзяния» дала толчок к продолжению исследования истории того героического отрезка времени. К этому способствовала статья писателя Косарева о загадочных камнях и нерасшифрованной криптограммы. Нашему герою, директору музея эрзянской культуры удалось прочитать текст. И он решил лично найти эти камни, иначе все выглядит неправдоподобно. Это удалось летом 2008 года.

Путь до села Широмасово , что находится около реки Мокши не близкий. Но его друзья, Алексей Жагарин и Михаил Репин на новой машине тестя Алексея достигли заветного места. Но найти камень было не так просто. И все же им повезло. Камень нашли в низу в глубокой пропасти, видно он сполз с верху , увлекая тонны глины. Кладоискатели постарались на «славу», корежили камень, перекопали весь овраг.Литой камень напоминает гигантское яйцо, был разделен двумя тонкими линиями на три плоскости. В верхней, по описанию кладоискателей , был линейный портрет женского лица, а ниже в две строчки тайнопись крупными, глубоко вдавленными буквами. Это уже не могли видеть приехавшие исследователи. Весь камень был в грубых зарубках. Камень пытались разбить, но тщетно, гранит выстоял. Тексты и лицо были срублены. Найдено на камнях минерализация золы. Сомнений не оставалось. Найдено место захоронения золы Алены Арзамасской, ставшей культовым капищем для эрзян и ее сподвижников.     Из далекой Индии в музей пришел снимок подобного яйцевидного камня, с такими же делениями и текстом. Это говорит о том, что эрзянский народ в глубокой древности имел общую культуру с народами планеты. Эрзя -древний народ.

Баллада об Алёне Арзамасской.

Осыпается рожь перезрелая.

Под серпом тучный колос ломается.

Мужики Салтыкова — помещика

Свои полосы жать собираются.

Появился боярский приказчик:

— Эй, кончайте своё  вы косить!

Завтра все — на овёс на боярский,

А не то — головы не сносить!

Звучно в воздухе плеть просвистела.

-С вас, смутьянов, я шкуру сдеру,

Чтобы все как один были завтра

На боярских овсах поутру!

А в Маркеловой хате — покойник,

И Олене — монахине нужно читать.

Под окошком толпятся крестьяне,

Возмущаются чем — то опять.

— На боярина на Салтыкова

Да с приказчиком — нету суда.

Загнобил нас совсем, кровопивец,

Распоясался так, что — беда!

Вскоре в избу ввалились ревущие бабы:

-Ты, Олёна, заступница, нам помоги,

Мужиков на боярский на двор всех согнали,

Засекут их, Ивановна, супостаты — враги!

На тебя вся надёжа, защитница наша.

И к боярскому дому толпа понеслась.

Ожила, загудела, как рой, Салтыкова усадьба.

И толпа, смяв ворота, во двор ворвалась.

Барин прыгнул в окно и забился в малинник,

Его быстро нашли, видно, так было нужно судьбе.

Самосуд был коротким, жестоким и быстрым:

Тот помещик был вздёрнут на водосточной трубе.

Так что дорога в обитель заказана

Олене Ивановне из слободы Выездной.

Если она в монастырь возвратится,

Там её в землю зароют живой…

Между Мамлеевом, Поей и Лукояновом

Оленин отряд широким лагерем встал.

На закованном морозом болоте

День и ночь смертный бой не стихал.

Кровь струилась рекой тут и там,

Снег и мёрзлую землю вокруг окропляя.

Атаманша Алёна бесстрашно дралась,

Как тигрица, тигрят защищая…

Под Алёниным атаманом конь подстрелен.

Она тут как тут:

На Буланого верного прыгай и скачи,

А уж я как — нибудь… Тут отрезан был путь атаманше,

И отбили её от своих.

Дух эрзянки в смятенье и ярости.

Месть и злоба во взорах чужих.

Привезли её к площади в Темников.

Злобно сдёрнули плат с головы.

К месту лобному гордо прошла она,

В сруб шагнула, вдохнула смолы…

Подбежали стрельцы с ярким факелом,

Чтоб под срубом солому поджечь.

Ведь живую огню предают, нечестивые !-

Раздался отчаянный голос в толпе.

День угасал. А на звонницах города

Плача, гудели колокола.

Всё, что осталось от героини —

Кучка углей да память — жива.

Был декабрь на исходе. Казнили

В Арзамасе 11 тысяч народу.

Людей казнили за то,

Что добыть попытались свободу.

В этнической религии народов, где особое место занимают культовые места, они ныне современникам заменяют храмы. Являются местом отдыха, разрядки, местом общения людей и демонстрации общины в ритуальных обрядах. Священные рощи Марий Эл отнесены к памятникам, представляющим «историко-культурные и природное наследство народов» на данной территории. В республике их около 400 священных рощ и 327 (кусото) взяты под охрану государства как памятник республиканского значения.

Национальная интеллигенция выражает тревогу за судьбу родной культуры и люди уже стали понимать, чтобы не быть поглощенной чужой культурой, не потерять связь традициями духовного и нравственного возвышения, человеку надо возрождать наследие предков. Духовное объединение, где культура определяет уникальность каждого народа. Вера и традиции лежат в основе всякого общества. Если в эрзянской культуре выработался свой духовный ресурс, необходимо обращать внимание на духовную археологию другой, соседней культуры.

ПАРАЛЛЕЛИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

На перекрестке мнений о духовной общности традиционной культуры народов мари и эрзя обратимся к истокам финно-угорского мира. Наука объединяет в единую языковую общность разнорассовые народы, т.е. в Уральскую семью народов. Некоторая близость языка и религиозных верований следствие культурных контактов в глубокой древности. Эта близость не может расматриваться как основа теории одной древней семьи, ломает сложившийся стереотип финно- угорской общей прародины. По выводам некоторых ученых марийские племена на уровне VIII -VII веков до нашей эры осели в лесном краю Волго — Камья, вклинились в мощную палеоевропейскую цивилизацию. Их путь, как тюркского кочевого народа, началась с Алтая и Южного Урала, с X века до н. э.. Оседлые условия жизни в лесах и мощная культура соседей формировало у мари нордическую философию к жизни , перенятую у народов Арктики. Мари (черемисы т.е. окраинные), не только восприняли духовное богатство ариев, но обогатили верования, донесли их в современный мир в форме марийского язычества . Изолированная и стабильная форма религиозных верований, где человек живет в гармонии с природой и окружающим миром. Нордическая философия прививает в смысле жизни сохранение изначальных способов установлений связи с природой, с окружающим миром, возвышение личности человека, его свободы и достоинства, приближая разумом к Богу и ответственности за все, что создано Богом, как любимое дитя бога. Понятие «я», «мой народ», «природа» в жизни мари взаимосвязаны. Традиционная культура народа открывается в религиозных ритуалах молений в священных рощах. В ритуале взято за основу все человеческая деятельность, его правильное поведение на все случаи жизни. В молении богам мари просит благополучия и мирной жизни не только к себе и сородичам, но всем иноязычным соседям.

Совершенно другая философия мошной средиземноморской (южной) цивилизации, которая вторглась на Европейские равнины. Первые его волны достигли Арктической цивилизации. Они восприняли мир аборигенов, родилась индоевропейская общность, предки многих европейских народов. В истории человечества переселения народов шли постоянно и драматично. Волны переселений южных народов, они подвижные в пространстве, опираясь на технический прогресс, совершали захват чужих территорий и навязывали войны мирным народам, на их уничтожение или физическое или духовное рабство побежденных и подчиненных народов. Ценность личности сводился к товару. Это закреплялось философией религии агрессора.

Некогда мощная эрзяпоязычная цивилизация междуречья великих рек Оки и Волги подвергается нападениям южной цивилизации Владимиро-Суздальской Руси. Византийское христианство, принятое князьями оправдывало богом агрессии на чужие территории. Эти агрессии ломало сложившейся веками культуру коренных народов, живших законами предков, в ладу с природой. Хронология русских агрессий началось с 1103 года и продолжалась до 1239 года, перешла новую фазу тюрских набегов. С 1241 года государство было уничтожено и перешло во русское Нижегородское владение. Народ оставался на своей территории, сохранял свой уклад жизни и религиозную веру. Со второй половины XVII в, следствии Отечественных войн подвергся чудовищным гонениям и насильственной христианизации. Были утрачены остатки свободы, подорвана духовная жизнь народа. За два века властью уничтожены все культовые места поклонений эрзи: кереметн, репешти, источники и даже захоронения предков.

2.      Марийская этнодуховнан культура является отражением богатого духовного мира эрзи. Своеобразие эрзянского мировоззрения и ментальное™ народа ушло в небытье. Сравнительный анализ религиозных верований, традиций, мифологии, культовых мест поклонений, языка имеют параллели близости, но эрзя и мари разные народы. Архетипные образы мироздания в древности восходят иному миру, чем у эрзи. У древнего мари Бог- Ю, Отец, Творец, Небо. Делится народ на три группы: восточные, луговые, горные марийцы. Верования их рознятся в деталях. Верховный бог Юма (Юмо), это вскоре соединительный образ стихии неба и земли. Исходят от общих верований финно-угорских пародов. У финнов — Юмала, эстонцев-Юмал, в самодийских и угорских языках Нум, Нуми и в древнем санкритском языке Дюма т.е. Бог- небо. Между эрзянскими представлениями изначального бога-большая разница. Образ Шкипаза, Инсшкипаза, Верепаза, Менельпаза, единого Творца имеет иные корни, не присущие уральским народам. Инешкипаз единый деамург. Отличие марийского бога Ош Поро Кугу Юма (Белый Добрый Великий Бог), он не един, имеет братьев. С братом Керемэтом делит власть, если Куго Юмо хозяин неба, Керемэт хозяин земли, имеют образ крестьянина занимающегося хозяйством ( небесные табуны лошадей, коров, овец).

Эрзянский Инешкипаз, Творец всего сущего, он правит везде, разлит в живой природе и зарождает жизнь. Подчиненную роль имеет женщина в марийском пантеоне. Бог имеет дочь Юмындудыр, которая против воли отца вышла замуж за земного парня марийца.(До этого марийцы не знали Бога). За ее грех и за все женские грехи мужчины марийцы приносят жертвенную пищу Богу, сами, без женщин съедают жертвеннуб пищу. Женщины в молениях участвуют, но лишь молча, присутствуют. Мужчины под руководством картов проводят ритуал молений. Иной взгляд в эрзянской этнической вере на женщину.    Все боги-покровительницы имеют женское начало. Созданная богом Анге патяй, она Богородица всему небесному пантеону и земным стихиям. Инешкипаз не имеет пола. Различие образов и функций Бога имеют параллели в мифах сотворении земли. Если Куго Юмо в этом помогает утка, достающая горсть земли для сотворения тверди Богом, она же портит божье творение, то в эрзянском мифе Инешкипаз после создания света видит в воде отражение своего образа, которую он ткнул посохом (цетмаром), из искривленной рябью воды появился плоть, антипод Бога- Идемевсь. В дальнейшем сюжет сотворения земли Богом одинаков с марийским мифом, только за место утки, роль исполняет безобразный образ Идемевся. Образ птицы в эрзянской мифологии это Иненармунь, в образе белого лебедя, несущего вести Бога людям.

Культовые места , как у мари, так и эрзи лес. Природа-храм: рощи, деревья , родники, камни, захоронения. У народа мари почитаются священные рощи (юмын ото), у эрзи (репешти). У обоих народов в почитании керемети, но разные сакральные ритуалы и обряды. Керемети марийцы больше боялись, нежели почитали. В них злой дух Керемэта. Как и у небесною бога Юмо он имеет множество помощников -докладчиков (витньнызе и почк кучен кошто). Они следят за людьми и доносят хозяину. Восточные марийцы признают Керемэта родовым духом-хранителем. Посвящают ему рощи (керемет ото), приносят жертвы: (жеребенка, теленка, уточку, курочку, свечу). Керемет может наслать болезни и мор, неудачу в охоте и рыбной ловле, падеж скота, поэтому мари его задабривают. У мари, керемети несут различные функции, но самые сакральные в глуши тайги для жрецов-картов. Они ставят квадратный сруб из тонких бревен, который не имеет ни пола, ни потолка, в центре устанавливают очаг и вешают котел для варки жертвенной пищи, называют этот храм-кудо. Бог Керемэт по верованию мари живет в (кусоето) в священной роще, он хозяин воды и земли. У эрзи в прошлом тоже были керемети, места мировых молений, например семи сел. Огораживали место святилища тыном.

3.            Под вековыми дубами проходили народные таинства. Также люди верили

присутствие страшного духа, которого легко разгневать своим плохим поведением. Нарушил меру — жди возмездия. Может наслать болезнь, разгневавшись дух проявляется карстовым провалом. Но при почитании его наградит всеми благами. У каждого эрзянского села были березовые рощи-репешти и семейные деревья. В них проходили моления и помин предков. Проводились моления и на кладбищах, реже на овражных родниках. Как у мари, так и у эрзи в ритуале жертвенной пищи нельзя принимать спиртное. У мари (шорба)-квас, у эрзи- пуре или арго-ведь. У обоих народов почитался Мировое дерево. У мари береза, липа, (апапу) у эрзи вековой дуб- Раськень Чувто. Дерево наделяли осью Мира, которая соединяет, предков и живых людей с богом. У эрзи ось Мира устанавливается огромной свечой на мааре.

В этнической религии народов, где особое место занимают культовые места, они ныне современникам заменяют храмы. Являются местом отдыха, разрядки, местом общения людей и демонстрации общины в ритуальных обрядах. Священные рощи Марий Эл отнесены к памятникам, представляющим «историко-культурные и природное наследство народов» на данной территории. В республике их около 400 священных рощ и 327 (кусото) взяты под охрану государства как памятник республиканского значения.

Национальная интеллигенция выражает тревогу за судьбу родной культуры и люди уже стали понимать, чтобы не быть поглощенной чужой культурой, не потерять связь традициями духовного и нравственного возвышения, человеку надо возрождать наследие предков. Духовное объединение, где культура определяет уникальность каждого народа. Вера и традиции лежат в основе всякого общества. Если в эрзянской культуре выработался свой духовный ресурс, необходимо обращать внимание на духовную археологию другой, соседней культуры.