06 июня 2011        33         0

Образ Великой матери

Образ великой матери

Если у греков рождена из морской пены и солнечного света Афродита, то у эрзян это Анге патяй, Богородица небесного и земного пантеона и старшая сестра Человеку. Как считается, что бог имеет мужское начало. Он же Отец, Творец всего сущего. Однако, первые дошедшие до нас изображения бога женские. На основе исследований эрзянской графики музеем эрзянской культуры и последующей выставки графики попробуем разобраться в этом феномене.

Наши современники, знают ничтожно мало о жизни, представлениях, предков в глубокой древности. Живучи ныне представления о первобытных бродячих племенах, стаде полудиких людей, у которых одна забота, как прокормить себя. Они лишены какой-либо общественной организации, нравственных правил, морали и устоев.

Оказывается совсем не так. Люди всегда были людьми. Сущность человека является неизменной и то, что требовалось ему для нормального устроения жизни в то отдаленное доисторическое время, без того нельзя обойтись и сейчас. Это любви и заботы матери.

Знакомство с «орнаментами для непосвященных», которые пришли из глубокой древности- это тайна. В них разнообразная символика, мифические образы, также своеобразные ритуальные обращения к богу, духам -покровителям и человеку. С помощью знаков, символов предки составляли целые послания и молитвы. В них философские представление о природе и сущности человека. В этих древних изображениях нет ничего лишнего, ни единой праздной линии. Каждый символ несет сакральную магию, каждая черточка свое значение, являются словом, фразой, выражением известных понятий.

Ряды орнаментов, это связная речь, последовательная мелодия, предназначена не только для глаз, но и для души, ума и чувств. Самые распространенные знаки в «орнаментах»: круг, квадрат, ромб, треугольник, зигзаг, линия, точка — простейшая геометрия. Именно они и есть набор графических средств несущий тайный смысл. Если круг все народы связывают с диском солнца у эрзян еще и замкнутым временем-бесконечностью. Квадрат жестское определение места-плоскости, то ромб связан с движением-ростом-рождением. Точка в ромбе засеянность жизни-семени. Зигзаг-линия ,жизнь по времени, а просто движение-определение, точка определение и т.д.. Плакаты эрзянской графики, которые изготовил музей демонстрируют высокий уровень знаний предков о природе, не уступающим мышлению современного человека. Объединяет нас глубиной и разнообразием духовной близости нить преемственности культуры, а не технические достижения человечества. В любую эпоху согревало человека тепло материнской заботы и ласки, сочуствия и понимания. Мать-богиня. Она объединяет вокруг себя семью, детей, сородичей. Она хранительница рода. В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни.

Скульптурные примитивные изображения «венер» верхнепалеолитической эпохи, есть олицетворение материнского начала. Эти скульптурки-идолы вытесаны из камня и их находили на огромной территории от Франции до Урала, удивляют единообразием стиля, словно создавались единым мастером по одним и тем же правилам. Круглая голова без лица, без ступней ног, подчеркнутость половых органов, больших грудей и выпухлого живота, крутых бедер. На шар головы ученые не обратили внимание, она линией делится на две половинки, а это важно, чтобы понять сакральный смысл статуетки. Шар- это диск солнца линией разделенный на две половинки. Верхняя половинка мужская, нижняя женская образующая подол женской фигуры со всеми атрибутами плодородия. Символ совокупления Ра и Ма. В графике изображения от диска отходят лучи, они образуют квадрат пространство «мастор». У эрзян это изображение Масторавы- богини земной поверхности. Шар-солнце, женская фигура-земля.

Женский образ солнечного божества существовал у многих народов древности. К примеру у славян до крещения обращались к солнцу «матушка» и нарекли светило Мокошью, субстрат ностратического праязыка, Ma-земля, косо- там, где-то (эрзянский язык). Не случайно у греков, римлян, образ Геи,-(земля солнца), Реи, Цереры, Кибелы, Деметры и Афродиты (вода-солнца). В гимнах Ригведы, признанными самыми древним поэтическим памятником, Небо и Земля всегда представляются супружеской парой. При этом все индоевропейские народы воспринимали небо и землю, как отца и мать.

В эрзянской мифологии Инешкипаз(Шкайпаз), Шки, Нишке, вершина, Творец, Отец всего сущего — его графический символ кольцо вокруг восьмилучевой звезды. Не что иное, вершина времени в движении, рождающий жизнь. Небесная Мать -Анге-патяй, созданная из воды и солнечного света, диск солнца, разделенный по горизонту на двое. В графике отпускает лучи на землю образуя духов-покровительниц , стихий образующий в подоле жизнь опускающееся на квадрат Мастора-Земли.

Паксява

Стихияидухполя.Покровительница человека.Пакся — поле; ава — женщина,мать.Паксява — хозяйка, ей подчиняются все травы и посеянные зерновые человеком. Живет на масторе, в ограниченном пространстве, то есть в меже. Любит тишину и уважение к себе. Во время цветения ржи в глухую полночь издает звуки. Если они похожи на свист — к хорошему урожаю, на плач — к неурожаю. Эрзяне, перед началом полевых работ и после завершения уборки урожая проводят озкс, всем покровителям: Мастораве, Нороваве и Паксяве, устраивают жертвоприношение. Паксяве преподносят хлеб, мясо, мед, пуре. Иногда это делается окуриванием поля, в огонь кладут корку хлеба, колоски, брызжут квасом. Изображение Паксявы: диск солнца (Чипая) делится на две половинки горизонтальной линией-символ смены сезонов. В нижней половине о ограниченном пространстве семена жизни. Количество их имеют сакральную сторону. От Чипая спускаются веером лучи, раскрывают пространство поля.На крайних лучах семя.