11 января 2012        237         0

Точка взгляда Музея эрзянской культуры.

                БЫЛА ЛИ  ЭРЗЯНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ?

 Вопрос не праздный – это история народа. Однако на исторические факты государственности, историки смотрят c разных политических взглядов.  И я, совсем не удивился, что мою статью            « Мировое Дерево двух эрзянских государств» серьезно не восприняли. А жаль, основой материала стало Мировое дерево, воспетое в эрзянском эпосе, подтверждает археологический материал. Речная система великих рек, Волго-Окский бассейн, территория древнейшего поселения эрзянского народа. Это признают   все исследователи истории, в том числе «мордовские ястребы». Если откинем их псевдо этноним мордва, историческая реальность получает подлинную научную трактовку. Но для примера для читателя даю трактовку В.К.Абрамова, материал, которого был весьма полезен для данной статьи.

« Таким образом, по русским летописям, Мордовия XII-начала XIII в.  представляла собой , независимое сильное государство, способное на равных бороться с Волжско-Камской Болгарией или объединенными силами северо-восточной Руси». Речь идет о эрзянской стране,  царстве Пургаза,  а  не княжества или волости. (стр.22, «Мордвины вчера и сегодня» 2002г.)

       Государство – это организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющейся одной и той же власти. Если говорить о государстве эрзян, то сложилось оно в глубокой древности. Палеоевропейские племена и народности севера в Среднем Поволжье определились однородностью языка, религии и укладом жизни. Государство определяло уровень знаний, нравственности, доминирующего настроения данной эпохи: культа огня, культа Солнца, культа Праматери и культа предков.

 В.А. Абрамов допускает, что основные функции государственности и органов власти складывались в 1-м тыс. до н.э.. Городецкие племена, народности будины по древнегреческим источникам на Волге имели города и царя. Однако описание Геродота это не предки эрзян, а народа, пришедшего с Скандинавии — удмуртов, отчасти кельтов. Выводы этнографа А.И. Маскаева, по эпическим песням о Тюште, как о монархе «неограниченной власти». Ему приписывают объединение эрзи и мокши в один народ. Это очередная мордовская « утка», эпоха Тюшти и его последователей уходит в к 1-му тыс. до н.э.. Эта эра Заратустры погасившего столетние арийские войны, время формирования первых  союзов племен и народностей.                  Синоним царя – иньазор сложился позже, в VI –VII веках. Война, которая ранее была превалирующим фоном в истории Поволжья ушла в прошлое. Закончилось великое переселение народов. В борьбе за выживание племена объединялись. Шел массовый переход повсеместно к пашечному земледелию. Все это привело быстрому росту прибавочного продукта и развитию экономики и торговли. В конце I –го в начале II тысячилетия н.э. эрзянского государства было наличие экономических, социальных, политических предпосылок для объединения.  Не уступало  ни в чем по уровню организации  с соседним государственным образованиям. Именно в эти века у многих восточно-европейских народов стала зарождаться государственность. У родственных  народов  к эрзе, как мурома, меря, мещера сложились административные и торговые центры, городами Муром, Ростов – Великий.  Мокшанский  и присурский ареал племен находился под Климакским Каганом, подчинялись законам «дикой степи».

 Еще раньше откололся от прагосударственного объединения обширная территория на севере,         вплоть до Белого моря — Биарма (Пара ма), рассвет которой пришел на столетия переселения народов, когда торговые пути переместились на север.

       Эрзянское государство XII века простиралось между Окой и Сурой от Волги до Алатыря, включая среднее течение Мокши, а также вдоль правобережья Волги до Жигулевских гор. До 1172 года на правобережье Оки был  городок, эрзянская крепость на устье великих рек. Административным и ремесленным центром был древний Саров.    Болгарское царство по отношению эрзянского государства было слабым, постоянно несло поражения от русских ратей,  вторгающихся на ее территорию. Болгарские феодалы  пошли на военный и торговый союз с   эрзянскими покштяями, и выборным инязором. Интересы государств совпали.  Совместными усилиями  нанесли поражение лучшим армиям того времени. В 1088 году взят и сожжен  русский Муром, в 1103 году разгромили войско муромского князя Ярослава Святославича, в 1209 году была разгромлена  рязанская рать под  Кадомом, убит тысячский. В 1223 году уничтожена монгольская 13 тысячная армия, не знавшего поражения, в 1229 году разгромлены  на эрзянской земле русские рати, а Владимирский князь Гюрги вынужден уйти за стены Нижнего Новгорода.

Были и страшные потери. В 1223 год осенью уничтожен Саров, эрзянское государство лишилось административного центра. В отсутствии войска, Саров пал под натиском вассал Владимиро- Суздальского княжества, ( кипчаки, мокша). Эрзянская земля подвергалась постоянному натиску Владимиро- Суздальского, Муромского, Рязанского княжеств с запада. С юга – беспрерывные набеги кочевых племен – половцев, пурешевской мокши, грабеж для которых был составной частью образа жизни. Борьба русских (провизантийских) князей за верховную власть развязали

 Гражданскую войну. В ожесточенной междоусобице шли брат на брата, сын на отца. Каждый князь  старался расширить свою материальную базу, захватить больше земли и зависимых крестьян – основной источник богатства в феодальную эпоху.   Князь Андрей Боголюбский пытался присоединить к Владимирскому княжеству  эрзянское правобережье Оки и Волги. Объединенными ратями русских княжеств удалось сжечь эрзянскую крепость « и взяша град и шесть сел», однако русским ратям не удалось укрепиться на этом в стратегически важном устье Оки. Единая для византийской Руси  церковь стремилась унять княжеские междоусобицы и направить их агрессию против нехристиан, придать им религиозный характер. На отнятых землях спешили ставить церкви и монастыри.

       Батыевские погромы Руси кончились тюркской диктатурой. Если до этого русские князья с времен Мономаха держали тюрков в вассалах и использовали их ударной силой в агрессиях на соседние страны, то после 1341 года русские князья стали вассалами тюрков и правили по ярлыкам, полученном в Золотой Орде. Эрзянское государство погибло в героической борьбе народа и гибелью инязора Пургаза.  В 1350 году в прежних границах огромного государства Эрзянь Мастор , переходит во владение суздальскому князю Константину Васильевичу, по ярлыку полученной в Орде. Князь в свое в нижегородское правление старался не ссориться с Ордой. Эрзянский народ был представлен самому себе, как мог, отражал разбойные ватаги тюрков.

 №2                                                                                          «…Субъекты , призывающие к разделению  мордовского

                                                                                              народа на эрзянский и мокшанский,  по сути выступают за

                                                                                              разделение современной нации на средневековые племена,

                                                                                              что сродни средневековой дикости, если это, конечно, не

                                                                                              провокация.

                                                                                                                                                          В.К.Абрамов – мордовский историк «Мордвины вчера и

                                                                                                                                                                                                                     сегодня»  2002 г. стр. 118

В  КЛЕЩАХ  МОРДОВСКОЙ  ИДЕОЛОГИИ .Современные проблемы эрзянского национального возрождения и общественного движения остаются делом общественников.            Мордовия, субъект РФ         не выполняет возложенные на нее функции гаранта титульных народов республики            эрзян и мокшан на их возрождение и развитие языков. Государственная идеология на слияние двух противоположных по культуре, языку, менталитету и расе народов в один в мордовский народ диктуется мордовскими идеологами на всю Россию, не считаясь с волеизлиянием тех, кто на переписях 2002 и 2010 года зафиксировал себя — эрзя, эрзянский народ. В 30 годах формировалась Мордовская автономия. До 1921 года не было официальных государственных документов, где бы фиксировалось « мордва, мордовская национальность, мордовский народ».  Однако, к 1934 году с рождением МАССР, повсеместно по стране эрзянские учреждения, училища и т.д. были заменены правящей властью на «мордовский» . В паспорта граждан СССР, в первые,  внесли национальность « мордвин», «мордовка», без всякого референдума –воли народа , по приказу кремлевских партийных чинов.

  Лукояновский уезд и город Лукоянов к 30 годам насчитывал эрзянского населения 40 тысяч человек. Шли слухи, что уезд будет  преобразован в Эрзянскую автономию. В этот период открылся педагогическое училище, где начали готовить учителей для эрзянских школ. Подтверждением первого названия : «Лукояновань эрзянь педагогической училищась» осталось на знамени, который хранится в музее.   Если политика КПСС в какой-то мере была направляющей и определяющей — кадровая политика была подконтрольной. Город Лукоянов для укрепления мордовской автономии направил группу видных и авторитетных руководителей-эрзян. Для некоторых мечта о национальном государстве обернулось арестами и гибелью.             В девяностые годы  ранее сбалансированная политика национальных отношений резко изменилась.           С приходом к власти Николая Меркушкина сделала крен на буржуазные ценности, власть стала клановым, промокшанским.  Стремление к большому бизнесу в интересах «москвы» отодвинули носителя родного языка в угол, заменили  управляемой, чиновничьей организацией возрождения мордовского народа. Показушная деятельность, которой ничего полезного, кроме мордовских «шоу» и непризнания деятельности подлинных патриотов не дает. Эта организация устраивает власть, и она стремится по России насаждать свои,  мордовские НКА ,- под  политику  «Единой России».                  Республиканские органы власти не считаются с фактом, что у них нет «мордовского» народа. Мордовия- это русская губерния и политика власти направлена в первую очередь на обслуживание большинства (русских). Показушная политика «сохранения и развития Республики Мордовия на основе единого мордовского народа» — это интересы бизнеса. Отсюда надуманные 1000- летия единения с Россией. Наивно думать, что эта утопия  группы людей во власти направлена на благо народов – это злонамеренная цель ликвидации через ассимиляцию и единения, в первую очередь эрзянского народа. Мордовия не может эрзянский народ представлять, где прживает не более 14% эрзян,  основная масса проживает в России по разным регионам. А показушные подконтрольные съезды не решают жизненно важные проблемы народа. Так думают многие эрзянские активисты. Действительно ли  для  *Республики Мордовия идет угроза от эрзянских общественных деятелей. Конечно, они создают общественное мнение, но оно тонет на фоне мощной мордовской пропаганды средств массовой информации, публикацией явно целенаправленной изданий книг, выездных мероприятий. Фальсификацией истории, переделкой под мордву фольклорного и творческого наследия. Это вызывает протест, но никто не требует ликвидации республики, понимая ее, даже такой для этноса.        Автономия, НКА – это реальный выход из национальных противоречий, но промокшанские политики не видят в возрождении эрзи выгоды для себя. Вопиющие факты ущемления гражданских прав древнего этноса, сокрытие его героической истории, государства, не сломленного тюрками, ставшего государствообразующим фактором для становления русской государственности.         В современной истории идет волна дискриминации эрзянского языка, культуры, самосознания  под мордовским катком республики. Негативный показатель, это отсутствие обучения к основе эрзянской культуры – языку, начиная с садика, школы и конечно вуза, где на кафедре сидит главный мордвин Михаил Мосин. Чем только они не клеймят эрзянских активистов.   Заказная политика на языке СМИ, мордовских политиков и ученых. Эта мина обязательно сработает и в первую очередь по благополучию мордовских чиновников.

*Эрзянское движение не направлено на разрушение основ Республики Мордовии. Мы, эрзя хотим государственного признания как народ, чтобы сохранить себя, свою культуру и в первую очередь эрзянский язык. Как это сделать, нужна воля политиков.

*Ложная версия единого древнего мордовского народа.  Эрзя и мокша не субэтносы. Они не могут быть от разных рас. Врет без стыда историк Абрамов, нет доверия историку Мокшину.